Учебный сетевой проект «Секреты нанотехнологии»

Подведены итоги реализации интегрированного учебного сетевого проекта «Секреты нанотехнологии», который был разработан учителями МБОУ «СОШ № 19 города Белово» В. В. Ермаковой и Н. В. Московских и проведен с участием школьных команд из России и Беларуси

В. В. Ермакова
Н. В.
Московских

Сетевой проект “Секреты нанотехнологии” разработан и проведён в рамках регионального проекта «Тьюторская поддержка формирования ИКТ-компетентности педагогических работников Кемеровской области в условиях современной информационной образовательной среды», который реализуется в КРИПКиПРО.

Авторами интегрированного проекта являются Ермакова В. В., учитель информатики и Московских Н. В., учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 19 города Белово”, директор школы - Рузанкина Т. В.

Координатор сетевого проекта - кандидат химических наук, доцент кафедры ИТ КРИПКиПРО Жуланова В. П.

Проект направлен на расширение знаний о нанотехнологии, разумного использования их в повседневной жизни.

В рамках проекта учащиеся исследовали степень информированности общества о нанотехнологии, проводили опрос посредством интерактивной анкеты, анализировали ответы респондентов, делали выводы.

Учебный сетевой проект проводился с 22.02 по 20.03. 2016 года.

Виртуальная площадка проекта “Секреты нанотехнологии” - сайт Google https://sites.google.com/site/sekretynano/home

Статистика

На проект зарегистрировалось 21 команда, 111 участников из г. Витебск (Беларусь), Удмуртской Республики, Астраханской области, Кемеровской области, Нижегородской области, Самарской области.

К выполнению заданий проекта приступили 20 команд, 109 участников.

Закончили проект - 15 команд, 85 участников - это составляет 77 % от общего числа участников, подавших заявку на участие.

В числе команд, успешно выполнивших все задания проекта, - команды школ Кемеровской области (города Белово, Кемерово, Юрга, Полысаево; Яйский район), Нижегородской и Астраханской областей, Удмуртской республики, Беларуси (г. Витебск).

Реализация проекта

Работа в проекте проходила в 7 этапов, на каждом из которых участникам предлагалось выполнить задания по созданию определенного продукта проектной деятельности.

С помощью Стартовой презентации участники сетевого проекта познакомились с целями, задачами проекта, обсудили проблемные вопросы, узнали правила и маршрут проекта, где и каким образом будут представлять результаты проекта, какие будут использовать Web-ресурсы и чему научатся в результате прохождения сетевого проекта.

С критериями оценивания продуктов проектной деятельности участники знакомились на каждом этапе прохождения проекта.

В ходе работы проекта проводился мониторинг развития универсальных учебных действий учеников. На этапах проекта участники заполняли анкеты, отображали своё мнение на форуме, писали комментарии в блоге проекта, заполняли лист самооценивания достижений участников команд по выявлению универсальных учебных действий, приобретенных участниками проекта в результате работы над заданиями. Различные формы опроса позволили проследить динамику развития запланированных универсальных учебных действий в проекте.

В помощь руководителям школьных команд и учащимся были предложены следующие инструкции, правила и рекомендации:

Инструкция "Создаём аккаунт google"
Инструкция "Как поставить метку на карте"
Инструкция по укорачиванию гиперссылок
Инструкция "Как работать в google-таблицах"
Инструкция "Как создать презентацию на Google Диске"
Правила безопасного поведения в Интернете 
Использование поисковых систем:yandex.rugoogle.ru,нигма.рф
Использование каталогов: рамблеряндексmail.ru
Оценивание надёжности найденной информации
Соблюдение авторского права "Авторские права в цифровом пространстве"
Инструкция "Начинаем работать с Timetoast"
Инструкция по работе с онлайн доской PiratePad
Инструкция по работе с сервисом Smore.com
Инструкция Программа Lino
Инструкция "Как зарегистрироваться в сервисе Calameo"
Инструкция по работе в сервисе Calameo
Инструкция "Обработчик текстов wordle.net"
Справочная система Coogle

Для выявления приобретенных УУД были применены следующие формы опроса:

Анкета “Знакомство”
Сообщения на форуме проекта
Комментарии в блоге проекта
Лист самооценивания достижений участников команды
Документ отзывов
Анкета “Рефлексия”

Анализ форм опроса показал, что участие в проекте позволило ученикам развить такие универсальные учебные действия, как:

Личностные УУД, Метапредметные УУД:

Комментарии в блоге проекта

Лист самооценивания участников команд отображён в блогах команд

Предметные УУД

Сводка ответов анкеты “Рефлексия”

На формирование УУД были нацелены следующие задания проекта:

● создание блогов школьных команд (оформление визитки команды, поэтапное отражение в блоге результатов выполненных заданий, размещение в блоге созданных электронных продуктов);
● создание коллективной карты google сетевого проекта,
● создание дайджеста в презентации Google,
● дискуссия на онлайн доске PiratePad,
● фомирование каталога ссылок на ресурсы, информирующие о развитии нанотехнологии, на виртуальной доске Linoit;
● создание школьными командами лент времени “Немного об истории нанотехнологии” с помощью сервиса Timetoast; взаимооценивание лент времени;
● создание флаеров посредством сервиса Smore.com;
● создание анкеты (форма google) для изучения информированности общества о нанотехнологии;
● создание электронной публикации, размещенной на Calameo;
● отражение сообщений, комментарий, конструктивных отзывов участников школьных команд на форуме проекта и в блогах команд.

Участники проекта научились находить необходимую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению учебных вопросов проекта, применять коммуникативные компетенции при работе в группе в ходе обсуждения проблемных вопросов проекта; использовать полученные знания в повседневной жизни. Эти выводы авторы проекта сделали из листа самооценивания достижений участников команд, анкеты “Рефлексия”, комментариев в блогах и на форуме проекта.

В результате выполнения заданий проекта были созданы коллективные продукты деятельности школьных команд:

- Карта google сетевого проекта https://www.google.ru/maps/d/viewer?mid=zoAqLx3pYy9E.kGkUZWvPGi2M
- Коллективный дайджест, созданный в презентации Google https://docs.google.com/presentation/d/1eC6-SZRfD8bpyQ-PqXupVyxBr3aQIWIKcSzyZLgjEfU/edit
- Дискуссия о будущем нанотехнологии, отображённая на онлайн доске PiratePadhttp://piratepad.net/ep/pad/view/ro.qXWkPAs5oPF/latest
- Каталог ссылок на ресурсы, информирующие о развитии нанотехнологии, создан участниками проекта с помощью универсального онлайн сервиса Linoit http://goo.gl/nYn0KC

Рефлексия участников

Руководители школьных команд высказали на форуме проекта свои трудности (цитаты):

- “... возникли трудности с выбором единого мнения при выполнении некоторых заданий. Команда Эврика”
- “...возникли трудности из-за отсутствия Интернета на несколько дней. Команда Юность”
- “...возникли трудности с работой на новых сервисах, которыми раньше не пользовалась. Команда Вектор”
- “...возникли трудности при создании блога (делали первый раз, не сразу разобрались с созданием страниц). Команда Оранжики

Мнение о проекте школьных команд:

1. Команда “Юность” (Удмуртская республика) - руководитель Метелева Татьяна Викторовна и ученица 11 класса Юлия Б. Нам работать в проекте очень понравилось, благодаря Вам, мы изучали такую интересную тему будущего, как “нанотехнологии”. Понравилось изучать новые сервисы Интернета, сравнивать свою работу с работой других команд. Я, как учитель, в дальнейшем планирую работать в изученных сервисах и осваивать новые.

2. НОВ@ТОРЫ (Удмуртская республика) - руководители Ватшурова С.С. и Кузьминых А.Н. Хочется, чтобы кроме социальных или учебных проектов мы больше занимались и сетевыми проектами. Работа в Web многим учителям представляется еще "темным лесом". Без сетевых проектов ребенок не сможет полностью раскрыть возможности, разобраться в бурном потоке информации, а самое главное не будет готов к суровым реалиям жизни, особенно выпускник сельской школы.

3. Команда “GO” (п. ЯЯ) - ученики 10 класса и руководитель Щербакова О.Б. Большое спасибо авторам за интересный и увлекательный проект, который окунул нас в мир неизвестного. Это была очень занимательная работа, с помощью которой мы узнали много нового о нанотехнологиях. Познакомились с различными ресурсами и научились работать с ними. Желаем Всем новых открытий и творческих побед! От руководителя: многим облачным технологиям мы с ребятами овладели на занятиях курса по выбору в 9 классе. Но многое было новым. И самое главное. что ребята применили свои знания и поделились своими наработками на своем блоге. Спасибо!

4. Команда «Tera brains»(г. Белово)- ученики 9 класса и руководитель Сащенко С.А. Огромное спасибо организаторам проекта. Прекрасная организация сетевого проекта. Ребята получили массу положительных эмоций и впечатлений. Научились работать с интересными сервисами Google, познакомились с виртуальной доской Linoit, онлайн доской PiratePad, сервисом Smore.com и т.д. Находить необходимую информацию в интернете для сетевого проекта через различные поисковые системы и каталоги. Развили навыки работы с географической картой Google. Узнали много нового о нанотехнологиях. Смогли самостоятельно выполнить все этапы проекта. Желаем авторам проекта «Секреты нанотехнологии» большого творческого потенциала, побольше активных и талантливых участников.

5. Команда “НЕЙРОНЫ”(г. Юрга) - ученики и руководители Головенко Г. А. и Мехова Т. А. Хотелось бы поблагодарить организаторов проекта за интересную тему, работая над которой мы обогатили свои знания в области нанотехнологий, приобрели опыт работы с разными интересными сервисами. Совместная работа в команде помогла нам раскрыть в себе что-то новое...

Мы все выполняли задания покорно,
Все были на высоте - и это бесспорно,
В общем общение было просто потрясно!
Организаторам - новых идей и проектов - 
у Вас все будет КЛАССНО!

6. Команда “Нанофьюче” (п. Яя) - ученики 10 класса и руководитель Щербакова О.Б. Благодаря участию в проекте "Секреты нанотехнологий", мы усовершенствовали умение поиска нужной информации в интернете, освоили работу в различных сервисах, более сплоченнее стали работать в команде и выручать друг друга, а также применили свои творческие способности для оформления этапов проекта. Нас увлекла главная тема проекта - нанотехнологии. Ведь эта тема не так широко изучена, как другие науки, поэтому нам было очень интересно исследовать и изучать информацию об этом. Для себя мы узнали много нового, полезного и интересного. Большое спасибо авторам проекта за увлекательную и полезную работу в сети!

7. Команда “Коллайдер” (г. Кемерово) - ученики 9 класса и руководители: Тетерина К.А., Козлова Е.А., Пинигина Г.В. Хочется сказать огромное спасибо организаторам проекта. Благодаря участию в вашем проекте мы узнали много нового о нанотехнологиях, научились пользоваться различными сервисами Googl, с доской Linoit и многими другими. Так же мы отработали умение работать в команде, повысили уровень владения информационными технологиями. В общем от участия в проекте мы получили только положительные эмоции и впечатления. Желаем дальнейших успехов руководителям проекта! Спасибо.

8. Команда “ВЕКТОР” (г. Белово) - ученики и руководитель Бедарькова Елена Владимировна благодарят авторов проекта Ермакову Веронику Викентьевну и Московских Наталью Викторовну, а также всех участников за интересную, познавательную работу. Мы, во-первых, не только очень многое узнали о нанотехнологиях, но и научились создавать интересные продукты в сетевых сервисах. Мы научились работать командой! Месяц пролетел, но абсолютно не зря. Всем еще раз СПАСИБО!!! УСПЕХОВ в учебе и работе!!

9. Команда “Суджане 36” (Яйский район п. ст. Судженка) - руководитель Носкова Ольга Александровна,. Спасибо огромное за сотрудничество. Удачи и творческих успехов всем участникам проекта. Огромное спасибо за помощь и обучение авторам проекта Ермаковой Веронике Викентьевне и Московских Наталье Викторовне. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

10. Команда “Googliki” (город Полысаево) - руководитель Ананина Анна Васильевна. Спасибо огромное за этот интересный проект! Благодаря ему мы научились работать во многих сервисах Google, узнали много интересного о нанотехнологиях, расширили свой кругозор и получили массу позитивных эмоций ! В процессе работы над проектом у нас возникали трудности, но мы преодолевали их с помощью полезной информации, которую предоставили создатели проекта. Еще раз спасибо вам!!!

11. Команда “ОРАНЖИКИ” (Астраханская область) - руководитель Конищева Елена Васильевна.

Спасибо огромное организаторам. Работа над проектом была очень увлекательной и познавательной. Мы работали дружной командой. Познакомились с новыми сервисами, научились в них работать (хотя и не всегда всё получалось с первого раза). Теперь мы можем своих одноклассников научить работать с ними.

Узнали много новой познавательной информации, отработали навыки поиска информации, повысили свой интеллектуальный уровень. Получили удовольствие, положительные эмоции.

Спасибо за помощь авторам проекта Ермаковой Веронике Викентьевне и Московских Наталье Викторовне. Приглашайте нас ещё. Мы рады сотрудничеству.

13. Команда “Нано-детки” (Нижегородская область) - руководитель Новикова Татьяна Геннадьевна.

Очень грамотно построен проект: начали с истории нанотехнологий, узнали где применяются в настоящее время, пофантазировали о будущем. Весь проект настраивает на удивление: неужели так есть, неужели так будет… Много заданий на отработку грамотного поиска информации.

Работали дружно. Хорошее было предложение от авторов проводить все обсуждения в своем блоге. И в то же время была организована работа по изучению блогов других команд. На протяжении всего проекта ощущалась помощь авторов, они нас подбадривали на каждом этапе. Мы и не думали, что тема “Нанотехнологии” окажется такой интересной! Очень понравилось! Спасибо!

Выводы авторов проекта:

В ходе реализации проекта участники проекта работали с различными ресурсами сети Интернета индивидуально, в группах и коллективно; нашли ответы на проблемные вопросы проекта. Участвуя в проекте, учащиеся узнали об истории, возникновении, перспективах и последствиях развития нанотехнологии.

Цель и задачи проекта реализованы в полном объёме.

В частности возникли затруднения у участников проекта в написании конструктивных отзывов по взаимооцениванию электронных продуктов.

В целом проект вызвал большой интерес у руководителей и участников школьных команд интегрированного учебного сетевого проекта.

Авторы проекта выражают огромную благодарность организаторам и участникам школьных команд за успешную и плодотворную работу.
Вместе мы открыли новые возможности работы в Сети, интересные и полезные сервисы, научились работать в команде и сделали образование еще интересней и увлекательней!